Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 08:31

Вепрёвская школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Уроки

Главная » 2013 » Март » 19 » Урок №3 по творчеству Ахматовой А.А.
18:46
Урок №3 по творчеству Ахматовой А.А.
Урок №3

Тема урока:
"Тверские страницы биографии Анны Андреевны Ахматовой»

Цели урока
 1) Повторение тверских страниц биографии Анны Андреевны Ахматовой - русской поэтессы начала 19 века

 2)Формирование навыка исполнительского искусства в жанре художественного чтения и хорового пения на базе некоторых стихотворений А.А.Ахматовой  "слепнёвского" периода  жизни и творчества

 3) Прогрессивное индивидуальное развитие каждого обучающегося класса: привитие любви к поэзии А.А.Ахматовой, воспитание патриотизма


Оборудование и наглядность
 * Портрет А.А.Ахматовой
 * ПК
 * Записи песен на стихи А.А.Ахматовой
 * Художественные тексты поэта
 * Музыкальный фрагмент из Царского Села
 
Образовательная технология
 "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с элементами технологии "Образовательный веб-квест"

Приёмы обучения:
"Ролевая игра, кластер"Звезда","Выразительное чтение", "Хоровое пение", "Составление аннотаций к текстам" на базе веб-квестов

  Тип урока  - урок-концерт

Ход урока
Мне тверское заточенье
Стало родиной второй.
              А.А.Ахматова.


I. Организационный момент
  - Сегодня урок литературного краеведения, который проводится с целью приобщения к культурному наследию, оставленному великой русской поэтессой, почётным доктором литературы Оксфордского университета, Анной Андреевной Ахматовой.
Зачем нам нужно знать биографию А.А.и её творчество?
     Предполагаемый ответ.
 Поэзия Анны Андреевны Ахматовой известна далеко за пределами нашей страны, а период её раннего творчества тесно связан с нашей родиной - Тверской областью. Недалеко от Бежецка, в родовом поместье Львовых (девичья фамилия матери Н.С.Гумилёва) Слепнёво, где Анна Ахматова и её муж, поэт Николай Гумилёв, часто жили . Можно сказать, что наша тверская земля вдохновляла Анну Ахматову и давала ей, больной туберкулёзом, и силы для борьбы с болезнью, и силы для развития таланта, для духовного подъёма.
- Мы познакомились с поэзией А.А.Ахматовой, хотелось бы знать больше о ней, её семье, произведениях, написанных на тверской земле


II. Погружение в проблему. - Видео из Пушкина (Царского Села): Алексеевский дворец, парк, флейтист исполняет музыку Генделя
Учитель. Под звуки флейты поэзия А.А.Ахматовой входит в современный век. С её стихотворениями наша жизнь приятнее и милее. Это город Пушкин, раньше он назывался Царское (Сарское) Село. Необыкновенная красота и величие!
 А далее будет Слепнёво с его неяркой природой.

Видео Т.Н.Титовой (учитель Беляницкой школы Сонковского района)«Я научилась просто, мудро жить…» (По мотивам стихотворения А.А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...», написанного в 1912 году в Слепнёве)
 
Таким видится наше отечество нам, таким оно было и в то время, когда здесь бывала А.А.Ахматова
                                                ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Почему не о Царском Селе, которое также было мило сердцу поэта, а именно о Слепнёве А.А.Ахматова написала: "Слепнёво. Великое значение в моей жизни"?
 Ответ на этот вопрос  мы и будем искать сегодня
Запись на доске (сделана заранее)
"22.02.13
                Тверские страницы биографии и творчества
                               Анны Андреевны Ахматовой

"Слепнёво. Великое значение в моей жизни", - А.А.Ахматова


III. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание

 - Как бы вы определили цели урока, исходя из темы?
Предполагаемые ответы
- Повторить страницы поэзии и жизни Ахматовой на тверской земле
 - Выяснить, как жизнь страны и личная жизнь поэта отражены в её творчестве
-Лучше понять, о чём стихотворения, которые Ахматова написала на тверской земле

 - Учитель. Не забудем и о том, что мы сегодня будем выразительно читать и петь  стихотворения А.А.Ахматовой. Значит, одна из целей - воспитание любви к поэзии и развитие творческих способностей каждого ученика
  Эстетическое воспитание, воспитание патриотизма  - наша подготовка к выражению гражданской позиции и возможностей каждого ученика в сети Интернет
Итак, нас ждёт погружение в море жизни и волнующей поэзии Анны Андреевны Ахматовой. Готовы? Начинаем

IV. Прогнозирование

Учитель:
Каков прогноз результата нашей совместной работы сегодня на уроке?

Мы лучше запомним имя А.А.Ахматовой, её стихотворения, а также выразительно прочитаем стихотворения и лучше, чем прежде, споём песню на стихи Ахматовой
Задание. В конце урока выразить мнение о том, оправдался ли прогноз результата нашего занятия

V."Биография А.А.Ахматовой в фотографиях". - Проект "Альбом". - Индивидуальное задание: работа с веб-квестом

"Как Аня Горенко стала Анной Ахматовой. История в фотографиях"

- В городке Большой Фонтан родилась девочка, которую назвали самым распространённым в мире именем "АННА". Ей едва исполнился годик (фото 1) - семья переехала в Царское Село. Родители - дворяне, жили не всегда ровно, но эмоциональные всплески умело гасились ими, так как браниться - считалось дурным тоном. Аня Горенко училась в гимназии. Она была задумчивой, таинственной девушкой. Ей часто казалось, что по Екатерининскому парку она идёт не одна: девушка ощущала присутствие Александра Пушкина. Первое стихотворение было написано Аней Горенко в 11 лет ( фото 2), а потом уже было не остановиться - "крылатых" ощущений хотелось всё чаще ( фото 3)... Отец узнал об Анином увлечении. Подумал - и запретил "срамить фамилию": дескать, "не дело это для девицы из благородной семьи". Пришлось взять псевдоним: по семейному преданию, фамилию Ахматова носила прабабушка, татарская княжна - документами это не подтверждено, но подтверждено творчеством и всей жизнью Анны Андреевны: она была достойная женщина и поэтесса, достойная похвалы (Ахмат - "достойный", "достойный похвалы")
   Ахматова покинула Царское Село в 1905 г., когда разошлись ее родители, и мать с детьми была вынуждена уехать на юг ( фото 4). Училась в Киеве, где и познакомилась с поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым. В 1907 году - помолвка (фото 4), в 1910 г. они обвенчались. В Царском Селе был дом матери Н.С.Гумилева - Анны Ивановны Гумилевой (урожд. Львовой, 1854-1942), где поселились молодые. Начиная с 1911 года, Анна Ахматова часто бывала в Слепнёве (фото4)
  В автобиографии Анна Ахматова сообщает: "Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, "воротца", хлеба, хлеба... Там я написала очень многие стихи... (фото4)
 Тверское уединение — усадьба Слепнево, которая находилась близ одноименной деревни Невской волости Бежецкого уезда. (Фото5) По самым скромным подсчетам, только в Слепневе было создано около 50 стихотворений
 Под большинством своих стихотворений Ахматова проставляла и дату, и место написания, так как придавала и тому, и другому большое значение.Ахматова впервые приехала в Слепнёво летом 1911 г. и, начиная с этого времени," таинственная и чудная" (как говорили про неё бабы в деревне), она привыкала к усадьбе и со временем полюбила её. (Фото 6.) Под многими стихами рядом с датой обозначено: "Слепнево". (Фото 7-9.) За период с 1913 по 1917 годы из 96 стихотворений с проставленным местом написания к Слепневу относятся 48.
4)Сохранились многочисленные планы неосуществленной автобиографической книги "Мои полвека". В одном из вариантов читаем: "Слепнево в 1911-1917. Его огромное значение в моей жизни". В другом варианте: "111-я глава. Париж 1910-1911. Слепнево. Его великое значение в моей жизни." Единственные эпитеты в этих планах (огромное, великое) - только рядом со Слепневым.
  Я думаю, когда Анна Андреевна Ахматова жила в Петербурге, в Царском Селе, она ощущала великолепие дворцов, восхищаясь гениальными творениями, впитывала красоту и вдохновение мастеров. В Слепнёве всё по-другому: земля близко, небо рядом, и вся Вселенная - твоя. И твоя радость - уже не только твоя. а принадлежит миру. Хочется, чтоб мир любил тебя так, как ты любишь его. И 21-летней девушке захотелось, чтоб мир, который она любила и понимала, тоже её полюбил бы. И Анна Ахматова добилась этого. Её мелодичные стихи и чудесные образы волнуют многих и сегодня.

    V.Работа с текстами

 Выразительное чтение наизусть стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, осмысление прочитанного.- Учащиеся

                                   Период с 1913 по 1916 гг.

1. Перед нами стихотворение без названия. "Цветов и неживых вещей..." Автором указана дата: 1913.
Как доказать, что его можно отнести к "слепнёвскому" периоду творчества А.А.Ахматовой?
Ученик.
Здесь описывается сельская жизнь весной, когда в парники сеют овощи. В начале 20 века, конечно, не было другого материала, чтоб сохранить растения от заморозков, и пользовались рогожей. И ещё: в Слепнёве есть пруд. Скорее всего, там и теперь ловят карасей.
- Вы слышите, в конце стихотворения детский лепет: мальчику страшно... Он маленький, но понимает, что даже рыбка не хочет быть одинокой. У карася обязательно есть "большая карасиха. Пруд в слепнёвском парке украшен драгоценным покрывалом, смотрите: там «тина на парчу похожа»


2. "Июль 1914". - Всё бы было хорошо, "если б не было войны"
 - Так уж повелось, что любовь и разлука всегда идут рядом. И нет страшнее несчастья для любого народа, чем ВОЙНА. Николай Степанович Гумилёв уходит добровольцем на фронт, а "солдатка" Анна Гумилёва остаётся в слепнёвской усадьбе со свекровью, золовкой и маленьким ребёнком.
Ученик.
Тема стихотворения — начало Первой мировой войны: 15 июля Австрия объявила войну Сербии, 19 июля в 10 часов вечера Германия объявила войну России. 20 июля был опубликован «Высочайший манифест» о вступлении России в войну, о чём в Слепнёве узнали вечером того же дня. Все последующие события — начало войны, мобилизацию, уход на фронт Н.С. Гумилёва — Ахматова воспринимала как личное и народное бедствие.
 

3. "Бессмертник сух и розов. Облака...",  20 мая 1916 года
Первая мировая война будет долгой: она закончится только 11 ноября 1922 года, для Н.С.Гумилёва - в 1918 году.
  но он приходил в отпуск. После отпуска - снова фронт...


4. Ахматова и Гумилёв расстались в 1918 году. Создали другие семьи, но сохранили хорошие отношения.
  Поэт Николай Степанович Гумилёв новой властью признан виновным в действиях против этой власти и расстрелян. Анна Андреевна Ахматова скорбит об утрате и накануне Рождества, в декабре 1921 года, приезжает в Бежецк, где живёт с бабушкой сын Лев Николаевич.
 Слепнёво к этому времени разграблено, усадьба в запустении, и А.И.Гумилёва с дочерью и внуком проживают в небольшой квартире в доме по улице Чудова.
  "Бежецк"

3. " Колыбельная" .- Хоровое пение акапелла
Учитель. И потянулись дни ожиданий. За мужество и героизм офицер русской армии Н.С.Гумилёв дважды награждён Георгиевским Крестом - знаком особой доблести. А Анна тоскует, качает сына и молится святому Егорию о том, чтоб муж вернулся с войны живым.

Почему текст хорошо запоминается?
(Стихотворение лирическое, задушевное, мелодичное)

5. Слушание песни на стихи А.А.Ахматовой "Нет, царевич, я не та..."

Анна всё больше задумывается о своём назначении как поэт. Она говорит о том, что её "уста не целуют, а пророчат", что пророчить - её ремесло, ремесло поэта. Николай Степанович, муж и критик, отмечал особую музыкальность поэзии Анны Андреевны и прозорливость гения. - Песня в исполнении Нины Шацкой "Колдунья"

Самостоятельная работа

 Слушание песни и просмотр текста стихотворения
 Задание: определите, какими нравственными качествами обладает героиня песни, чтобы быть счастливой. Выразите их при помощи кластера "Звезда"

Учитель. Понравилась ли вам песня? Какой фрагмент понравился больше и почему?

VI.Вывод. Подведение итогов урока


1.Какое место в жизни и творчестве А.А.Ахматовой занимает Слепнёво?

          Предполагаемый ответ.
В период раннего творчества в Слепнёве крепнет поэтический дар поэта, несмотря на то, что Анне часто там приходилось бывать одной. В Слепнёве бывали и минуты тоски, и вдохновения. Однако, мне кажется, свобода и бескрайность пейзажа тверской глубинки сделали поэтессу крылатой, звонкой, чуткой.) - Важное место

2. Была ли Анна Ахматова счастлива в Слепнёве?
Предполагаемый ответ.
           В Слепнёве Гумилёвы Николай, Анна, их сын Лев были семьёй. В стихотворении "Колыбельная" Анна Андреевна говорит о себе "Я дурная мать": дурная - значит, беспокойная, тревожная. Но она в Слепнёве познала счастье материнства, счастье любить, быть любимой, счастье выразить красоту "немудрой природы", и так звонко писать, чтоб её стихи пелись и через сто лет.

3. Какие события, происходящие в России и в личной жизни, отразила А.Ахматова?

          Первая мировая война, плач вдов и сирот, беда солдатских жён, оплакивающих не вернувшихся с поля сражения воинов; рождение сына, беспокойство о муже, который ушёл на фронт, выполняя гражданский долг, мольбы о спасении воинов, привыкание к сельской природе Слепнёва, формирование поэтического дара на Бежецкой земле.

VII. Домашнее задание
 Подготовиться к защите творческих проектов
(по выбору учащихся)
1.Сочинение "Стихотворения А.А.Ахматовой" (литераторы)
2. Нарисовать портрет А.А.Ахматовой, иллюстрации к её стихотворениям (художники)
3. Создание презентации или фильма на тему: "Тверские страницы жизни и творчества А.А.Ахматовой" (режиссёры)
4. Придумать и нарисовать кластеры по жизни и творчеству А.А.Ахматовой на тверской земле (фантазёры и мечтатели)
5. Выразительно прочитать наизусть другие стихотворения А.А.Ахматовой, написанные в Слепнёве или о Слепнёве

VIII. Завершение урока

Почему А.А.Ахматова написала так:"Слепнёво.Великое значение в моей жизни"?
Составьте кластер "Звезда" по произведениям А.А.Ахматовой, написанным в ранний период творчества поэтессы (Слепнёво)
Какие цели реализованы вами лучше?


Приложение: стихотворения А.А.Ахматовой

****
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на чернозёме.

Ещё струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живёт большой карась
И с ним большая карасиха.

1913




ИЮЛЬ 1914
I
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели
И осина уже не дрожит.

Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:

"Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат”.

11 июля — 20 июля 1914

II
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.

Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
"Ранят тело Твоё пресвятое,
Мечут жребий о ризах Твоих”.

20 июля 1914
Слепнёво

  Бежецк
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...
И город был полон веселым рождественским звоном.
26 декабря 1921 года


***
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.

Не подумай, что в бреду
И замучена тоскою
Громко кличу я беду:
Ремесло моё такое.

А умею научить,
Чтоб нежданное случилось,
Как навеки приручить
Ту, что мельком полюбилась.

Славы хочешь? — у меня
Попроси тогда совета,
Только это — западня,
Где ни радости, ни света.

Ну, теперь иди домой
Да забудь про нашу встречу,
А за грех твой, милый мой,
Я пред Господом отвечу.

  10 июля 1915, Слепнёво

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Далеко в лесу огромном,
Возле синих рек,
Жил с детьми в избушке тёмной
Бедный дровосек.

Младший сын был ростом с пальчик, —
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать.

Долетают редко вести
К нашему крыльцу,
Подарили белый крестик
Твоему отцу.

Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.
1915

 
 

Просмотров: 3195 | Добавил: kuvykina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz