Тема урока: " Анна Андреевна Ахматова. Страницы жизни и творчества.
Стихотворения" Бессмертник сух и розов. Облака...", "Бежецк"
Цели урока
1. Знакомство с биографией А.А.Ахматовой - обзорно 2. Знакомство с тверскими страницами биографии поэта - подробно 3. Чтение и анализ стихотворений "Бессмартник сух и розов. Облака...", "Бежецк", написанных в Слепнёве и в Бежецке 4. Формирование навыка анализа лирического произведения 5. Воспитание патриотизма и эстетического вкуса", общечеловеческих ценностей
Оснащение урока
Альбом с фотографиями А.А.Ахматовой, тексты стихотворений для урока (в папках для индивидуальной работы учащихся)
1. Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку -Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на уроке. Сегодняшнее занятие мы посвящаем родной земле: разговор пойдёт о всемирно известной поэтессе России - Анне Андреевне Ахматовой, чья жизнь и творчество тесно связаны с тверской землёй: усадьба Слепнёво Бежецкого района - место, где часто бывала А.Ахматова.
II. Погружение в проблему. Учитель. Запишите в свои тетради тему урока и даты жизни поэта. (Запись сделана предварительно на доске) Дети пишут: "18.02.13
Анна Андреевна Ахматова
23 июня 1889 - 5 марта 1966
1.Тверские страницы биографии Анны Андреевны Ахматовой. 2. Жизнь в Слепнёве. 3. Стихотворения А.А.Ахматовой, их некоторые особенности. 4. Мой читательский выбор.
Серебряный - 1. Сделан из серебра 2. Мелодичный, переливчатый звук "Серебряный век поэзии" - конец 19 - начало 20 века"
Учитель:
- Для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова
Учитель. Нарисуем солнышко - это автор и его произведение От него - лучи: поэзия освещает жизнь и "обогревает",облагораживает человека Лучи - это ваши ассоциации, идеи - Как называется такая схема, которую мы будем составлять по ходу изучения материала? Ученик. Мы будем составлять кластер. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает "кисть, гроздь, созвездие, пучок..."
III. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание
Учитель. В чём вы видите проблему? Ученик. Мы мало знаем об А.А.Ахматовой и не знаем её произведений, о которых упоминается в теме урока. Учитель. Как сформулировать цели урока? Учащиеся. - Познакомиться с биографией А.А.Ахматовой, с тверскими страницами жизни, историей создания стихотворений "Бессмертник сух и розов..." и "Бежецк" - Узнать, какие особенности лирики А.А.Ахматовой - Выбрать понравившееся стихотворение и научиться выразительно его читать, дома выучить наизусть
IV. Прогнозирование
Учитель. Верно. Кроме поставленных вами целей, надо почувствовать и понять, о чём и как пишет в своих произведениях А.А.Ахматова и что в них интересного и полезного для каждого из вас. Готовы? Начинаем.
IV. Реализация целей урока
1.Краткий рассказ учителя "Из биографии А.А.Ахматовой". - Рассказ сопровождается материалом с веб-сайта ("Семейные фото А.Ахматовой") и видео из Царского Села Задание: составить кластер в виде "рыбьей кости" (фишбоун) Анна Андреевна Ахматова родилась 23 июня 1889 года в приморском городке Большой Фонтан.(Фото: Ане 1 год) Когда Анне был год, родители переехали в г.Царское Село.(Фото: Ане 10 лет) Девочка из дворянской семьи получила домашнее воспитание и образование, что позволило ей поступить в гимназию. Писать стихотворения стала с 11 лет - их было много, но она их никому не показывала. Впрочем, талант ищет выхода и находит его, и в местной газете готовятся к публикации стихотворения Ани Горенко, отец сказал: "Не позорь фамилию". Аня оторопела и со слезами воскликнула: "Не нужна мне твоя фамилия!.." Ане 15 лет (фото). Шёл 1904 год. А в 1905 году родители развелись, и дети с матерью уехали из Петербурга на юг, на Украину (фото Эммы Эразмовны с детьми). Анна доучилась в Киевской гимназии, продолжая заниматься любимым ремеслом - слагать стихотворения. В 1907 году Анна Андреевна и Николай Степанович Гумилёв помолвлены, в 1910 году они обвенчались. Молодые вернулись в Царское Село и стали жить в частном доме Гумилёвых. (Фото Анны Ахматовой, 1910 год) Начиная с лета 1911 года, Ахматова бавала регулярно и подолгу в Слепнёве - родовом поместье Анны Ивановны Гумилёвой (в девичестве Львова) - до 1917 года. Поместье было разграблено, а Анна Ивановна Гумилёва купила квартиру в доме по улице Чудова, дом сохранился и поныне. Сюда Анна Ахматова тоже приезжала несколько раз. В 1918 году Анна Ахматова и Николай Гумилёв развелись. Он женился во второй раз, и она вышла замуж повторно. Поэты не могут жить без любви. Проверка кластера 2.1.Чтение стихотворений Анны Ахматовой и их анализ а) Первичное чтение. - Учитель
"Бессмертник сух и розов. Облака..."
б) Беседа по содержанию
Учитель. Когда написано стихотворение? Ученик. Стихотворение написано Анной Андреевной 20 мая 1916 года в Слепнёве - об этом свидетельствует запись, сделанная рукой Ахматовой. Учитель. Чем нравится это стихотворение? Стихотворение оптимистическое, радостное, хотя в нём присутствуют нотки грусти (она «в тесном затворе»). Конечно, здорово, что дуб, под которым отдыхала Ахматова, можно увидеть и сегодня. О нём она пишет с нежностью: в листве спрятались говорящие с поэтом птицы. Дуб – ориентир усадьбы Слепнёво - остался живым свидетелем её радостей и тревог. Почитатели таланта Анны Андреевны Ахматовой приходят к этому дубу, читают стихи, придуманные поэтом под этим дубом. Учитель. О чём это стихотворение? Ученик. Темы стихотворения - весна, любовь, ожидание скорой встречи с любимым: "ждать осталось мало дней". Идея стихотворения заключается в индивидуальном, неповторимом описании пробудившейся земли: "листва бесцветна и тонка", "Лучи зари до полночи горят", "птицы говорят" (метафоры), лесная дорога "всего милей" - эпитет. И дорога, и "убогий мост" - символы соединения людей, и это важно в жизни каждого. Учитель. Какое слово на вас произвело впечатление и почему? Ученики. - Убогий мост. Не кривой, не горбатый, а именно "убогий": значит - "у Бога". С Божьей помощью вернётся с войны муж, и в семье воцарится счастье. - Непривычное прилагательное у слова небо: свежее. Не высокое, не нежное, а именно свежее - не испорченное гарью войны (стихотворение написано в 1915 году), прозрачное и прохладное Учитель. Подумайте, о чём, "всегда чудесном", говорят птицы? Ученики. "Всегда чудесное" – счастье. Ахматова об этом прямо не говорит, боясь спугнуть - по русскому поверью. в) Задание в карточках, на выбор учащихся 1 группа: составить кластер со словом "счастье" 2 группа: составить ассоциативную цепочку, которая поможет вам расставить акценты для выразительного чтения Бессмертник, облака, дуб - лучи зари, затвор, птицы - я счастлива, дорога, ждать ...немного Проверка самостоятельной работы: 1. Составление общего кластера. – Схема на доске 2. Заслушивание вариантов ассоциативных цепочек, остановка на лексических значениях слов, помогающих понять душевное состояние героини лирического произведения
г) Повторное чтение – учащиеся
Задание: так прочитать, чтобы передать чувства лирической героини
В помощь – плакат «Средства выразительного чтения. Темп, тембр, громкость»
Оценка техники выразительного чтения по принципу «Нравится – не нравится». – Самооценка (что доработать) и оценка другими (только позитивные моменты)
2.2. Чтение и анализ стихотворения "Бежецк"
а) История создания стихотворения и первичное чтение. - Учитель
б) Анализ стихотворения. – Учащиеся. – Самостоятельная работа
Приём Инверт (вставка находок учащихся в исходный текст)
Текст примерного анализа
Тема стихотворения – Бежецк накануне Рождества, праздник и боль утраты лирической героини, вера в хорошее. Идейный замысел раскрывается при помощи художественных тропов и формы стихотворения. Эпитет «белые церкви» открывает «ворота» в чудный город русской провинции. Хотя в Бежецке Спасо-Кладбищенский храм из красного кирпича, он у Ахматовой «белый», то есть «чистый, светлый, благородный». Эмоциональный фон нарастает благодаря фразе: «…там звонкий, светящийся лёд. » Не правда ли, что читатель попадает в сказочный мир? И в нём – радость: милый родной человечек: Там милого сына цветут васильковые очи. В одном стихе читатель видит столько украшений! И эпитеты «милый», «васильковый», и двойная метафора «цветут васильковые очи» (мало того, что глазки как васильки, они ЦВЕТУТ!) Красота русских ночей подчёркнута эпитетом-метафорой «алмазные», что значит дорогие сердцу, необыкновенной красоты и достоинства. И даже обыкновенный месяц «имеет запах» целебной силы благодаря сравнению: И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд. Но почему при описании такой дивной красоты мы не видим ни одного восклицательного знака? «Строгая» и «скупая» память «открыла… страшную дверь», « с поклоном» приглашает войти героиню лирического стихотворения. А что там, за этой дверью? Известие о беде. Укоры, упрёки, ожидание счастья, разочарования… Нет, не идёт туда героиня Ахматовой, потому что Рождество – праздник торжества света и победы над тьмой! Как всегда, когда трудно и больно, надо идти к людям, к городу: И город был полон весёлым рождественским звоном. Эпитет «весёлый» - порог, за которым оптимизм, желание превозмочь боль, любить жизнь даже при тяжких обстоятельствах и верить в хорошее. Стихотворение представляет собой два четверостишья, словно два цветка на надгробье. В первом четверостишье использована кольцевая рифма, как отражение того, что кольцо, узы брака связывали Анну Ахматову с расстрелянным в 1921 году Николаем Гумилёвым. Во втором четверостишье автор использовал перекрёстную рифму, которая позволяет быть уверенным в том, что все трудности будут преодолены, т.к. крест даётся каждому по силе и крепости. Почти всё стихотворение написано 5-стопным амфибрахием, исключение составляет второй стих второй строфы. Скорее всего, это тоже не случайно. Подчёркивается влияние прошлого на настоящее: (память) «Свои терема мне открыла с поклоном». Стихотворный размер и чередование женских и мужских рифм позволяет читателю почувствовать и глубину любви к жизни героини лирического стихотворения, и её силу воли, и единение с миром природы, и гармонию чувств. В стихотворении первые два предложения – простые, повествовательные. Второе – сложное, союзное, сложносочиненное. Третье – сложное, состоит из 3 частей – мысль сложная, недосказанная, и героиня словно стоит на перепутье в раздумье. Правильное ли решение принято? Последний стих – простое невосклицательное предложение: надо жить настоящим и будущим. Точка. Необыкновенно красивое, изящное стихотворение, с глубоким философским смыслом: надо жить, надо верить
в) Проверка самостоятельной работы
VI. Вывод. Подведение итогов урока Учитель. Для чего нужна человеку поэзия? Ученик. Поэзия освещает жизнь и "обогревает", облагораживает человека…
VII. Домашнее задание Для всех: Рассказ о тверских страницах жизни А.А.Ахматовой; выразительное чтение наизусть стихотворений А.А.Ахматовой: "Бессмертник сух и розов...", "Бежецк" По выбору: отзыв о прочитанном; презентации на тему урока, иллюстрирование произведений Ахматовой А.А.
VIII. Завершение урока Оправдался ли прогноз результатов урока? * Что вы запомнили из биографии поэта? * Какое стихотворение понравилось больше и почему? * Подумайте, какое стихотворение А.А.Ахматовой вам захотелось спеть.
Приложение: стихотворения А.А.Ахматовой
"Бессмертник сух и розов. Облака..."
Бессмертник сух и розов. Облака На свежем небе вылеплены грубо. Единственного в этом парке дуба Листва ещё бесцветна и тонка.
Лучи зари до полночи горят. Как хорошо в моём затворе тесном! О самом нежном, о всегда чудесном Со мной сегодня птицы говорят.
Я счастлива. Но мне всего милей Лесная и пологая дорога, Убогий мост, скривившийся немного, И то, что ждать осталось мало дней.
1916 Слепнёво
«Бежецк»
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед. Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Там строгая память, такая скупая теперь, Свои терема мне открыла с глубоким поклоном; Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь... И город был полон веселым рождественским звоном.