Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 02:43

Вепрёвская школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Уроки

Главная » 2013 » Март » 19 » Урок №1 по творчеству Ахматовой А.А.
18:37
Урок №1 по творчеству Ахматовой А.А.

Урок № 1

 Тема урока: " Анна Андреевна Ахматова. Страницы жизни и творчества.

              Стихотворения" Бессмертник сух и розов. Облака...", "Бежецк"

Цели урока
          1. Знакомство с биографией А.А.Ахматовой - обзорно
          2. Знакомство с тверскими страницами биографии поэта - подробно
          3. Чтение и анализ стихотворений "Бессмартник сух и розов. Облака...", "Бежецк",
             написанных в Слепнёве и в Бежецке
          4. Формирование навыка анализа лирического произведения
          5. Воспитание патриотизма и эстетического вкуса", общечеловеческих ценностей

Оснащение урока

 Альбом с фотографиями А.А.Ахматовой, тексты стихотворений для урока (в папках для индивидуальной работы учащихся)

Технология урока: РКМЧП

Приёмы обучения:
•    Составление ассоциативных цепочек
•    ИНСЕРТ
•    Кластер "Фишбоун"
•    «Корзина идей"
•    "Выразительное чтение"
     
     
Тип урока - изучение нового материала
Ход урока

1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
 -Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на уроке. Сегодняшнее занятие мы посвящаем родной земле: разговор пойдёт о всемирно известной поэтессе России - Анне Андреевне Ахматовой, чья жизнь и творчество тесно связаны с тверской землёй: усадьба Слепнёво Бежецкого района - место, где часто бывала А.Ахматова.

II. Погружение в проблему.
Учитель. Запишите в свои тетради тему урока и даты жизни поэта. (Запись сделана предварительно на доске)
Дети пишут: "18.02.13
                    Анна Андреевна Ахматова  
                            
                                                                              23 июня 1889 - 5 марта 1966

1.Тверские страницы биографии Анны Андреевны Ахматовой.  
2. Жизнь в Слепнёве.
3. Стихотворения А.А.Ахматовой, их некоторые особенности.
4. Мой читательский выбор.

Словарная работа: серебряный, "серебряный век",кластер"

Серебряный - 1. Сделан из серебра
                      2. Мелодичный, переливчатый звук
 "Серебряный век поэзии" - конец 19 - начало 20 века"
Учитель:
 - Для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А.Ахматова
Учитель. Нарисуем солнышко - это автор и его  произведение
От него - лучи: поэзия освещает жизнь и "обогревает",облагораживает человека
Лучи - это ваши ассоциации, идеи
- Как называется такая схема, которую мы будем составлять по ходу изучения материала?
Ученик. Мы будем составлять кластер. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает "кисть, гроздь, созвездие, пучок..."


III. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание

Учитель. В чём вы видите проблему?
Ученик. Мы мало знаем об А.А.Ахматовой и не знаем её произведений, о которых упоминается в теме урока.
Учитель. Как сформулировать цели урока?
Учащиеся.
- Познакомиться с биографией А.А.Ахматовой, с тверскими страницами жизни, историей создания стихотворений "Бессмертник сух и розов..." и "Бежецк"
- Узнать, какие особенности лирики А.А.Ахматовой
- Выбрать понравившееся стихотворение и научиться выразительно его читать, дома выучить наизусть


IV. Прогнозирование

Учитель. Верно. Кроме поставленных вами целей, надо почувствовать и понять, о чём и как пишет в своих произведениях А.А.Ахматова и что в них интересного и полезного для каждого из вас.
Готовы? Начинаем.

IV. Реализация целей урока

1.Краткий рассказ учителя "Из биографии А.А.Ахматовой". - Рассказ сопровождается материалом с веб-сайта ("Семейные фото А.Ахматовой") и видео из Царского Села
Задание: составить кластер в виде "рыбьей кости" (фишбоун)
  Анна Андреевна Ахматова родилась 23 июня 1889 года в приморском городке Большой Фонтан.(Фото: Ане 1 год) Когда Анне был год, родители переехали в г.Царское Село.(Фото: Ане 10 лет)
Девочка из дворянской семьи получила домашнее воспитание и образование, что позволило ей поступить в гимназию. Писать стихотворения стала с 11 лет - их было много, но она их никому не показывала. Впрочем, талант ищет выхода и находит его, и в местной газете готовятся к публикации стихотворения Ани Горенко, отец сказал: "Не позорь фамилию". Аня оторопела и со слезами воскликнула: "Не нужна мне твоя фамилия!.." Ане 15 лет (фото). Шёл 1904 год. А в 1905 году родители развелись, и дети с матерью уехали из Петербурга на юг, на Украину (фото Эммы Эразмовны с детьми).
 Анна доучилась в Киевской гимназии, продолжая заниматься любимым ремеслом - слагать стихотворения. В 1907 году Анна Андреевна и Николай Степанович Гумилёв помолвлены, в 1910 году они обвенчались. Молодые вернулись в Царское Село и стали жить в частном доме Гумилёвых. (Фото Анны Ахматовой, 1910 год)
Начиная с лета 1911 года, Ахматова бавала регулярно и подолгу в Слепнёве - родовом поместье Анны Ивановны Гумилёвой (в девичестве Львова) - до 1917 года.
Поместье было разграблено, а Анна Ивановна Гумилёва купила квартиру в доме по улице Чудова, дом сохранился и поныне. Сюда Анна Ахматова тоже приезжала несколько раз.
В 1918 году Анна Ахматова и Николай Гумилёв развелись. Он женился во второй раз, и она вышла замуж повторно. Поэты не могут жить без любви.
Проверка кластера
  2.1.Чтение стихотворений Анны Ахматовой и их анализ
                             а) Первичное чтение. - Учитель
"Бессмертник сух и розов. Облака..."

                             б) Беседа по содержанию

Учитель. Когда написано стихотворение?
Ученик.  Стихотворение написано Анной Андреевной
 20 мая 1916 года в Слепнёве - об этом свидетельствует запись, сделанная рукой Ахматовой.

Учитель. Чем нравится это стихотворение?
Стихотворение оптимистическое, радостное, хотя в нём присутствуют нотки грусти (она «в тесном затворе»).
 Конечно, здорово, что дуб, под которым отдыхала Ахматова, можно увидеть и сегодня. О нём она пишет с нежностью: в листве спрятались говорящие с поэтом птицы. Дуб – ориентир усадьбы Слепнёво - остался живым свидетелем её радостей и тревог. Почитатели таланта Анны Андреевны Ахматовой приходят к этому дубу, читают стихи, придуманные поэтом под этим дубом.

Учитель. О чём это стихотворение?
Ученик.  Темы стихотворения - весна, любовь, ожидание скорой встречи с любимым: "ждать осталось мало дней".
Идея стихотворения заключается в индивидуальном, неповторимом описании пробудившейся земли: "листва бесцветна и тонка", "Лучи зари до полночи горят", "птицы говорят" (метафоры), лесная дорога "всего милей" - эпитет. И дорога, и "убогий мост" - символы соединения людей, и это важно в жизни каждого.

Учитель. Какое слово на вас произвело впечатление и почему?
Ученики.
- Убогий мост. Не кривой, не горбатый, а именно "убогий": значит - "у Бога". С Божьей помощью вернётся с войны муж, и в семье воцарится счастье.
- Непривычное прилагательное у слова небо: свежее. Не высокое, не нежное, а именно свежее - не испорченное гарью войны (стихотворение написано в 1915 году), прозрачное и прохладное
Учитель. Подумайте, о чём, "всегда чудесном", говорят птицы?
Ученики. "Всегда чудесное" – счастье. Ахматова об этом прямо не говорит, боясь спугнуть - по русскому поверью.
в) Задание в карточках, на выбор учащихся
1 группа: составить кластер со словом "счастье"
2 группа: составить ассоциативную цепочку, которая поможет вам расставить акценты для выразительного чтения
Бессмертник, облака, дуб - лучи зари, затвор, птицы - я счастлива, дорога, ждать ...немного
Проверка самостоятельной работы:
1. Составление общего кластера. – Схема на доске
2. Заслушивание вариантов ассоциативных цепочек, остановка на лексических значениях слов, помогающих понять душевное состояние героини лирического произведения

г) Повторное чтение – учащиеся

Задание: так прочитать, чтобы передать чувства лирической героини

В помощь – плакат «Средства выразительного чтения. Темп, тембр, громкость»

Оценка техники выразительного чтения по принципу «Нравится – не нравится». – Самооценка (что доработать) и оценка другими (только позитивные моменты)

2.2. Чтение и анализ стихотворения "Бежецк"

    а) История создания стихотворения и первичное чтение. - Учитель

    б) Анализ стихотворения. – Учащиеся. – Самостоятельная работа

Приём Инверт (вставка находок учащихся в исходный текст)

Текст примерного анализа

Тема стихотворения – Бежецк накануне Рождества, праздник и боль утраты лирической героини, вера в хорошее.
Идейный замысел раскрывается при помощи художественных тропов и формы стихотворения. Эпитет «белые церкви» открывает «ворота» в чудный город русской провинции. Хотя в Бежецке Спасо-Кладбищенский храм из красного кирпича, он у Ахматовой «белый», то есть «чистый, светлый, благородный». Эмоциональный фон нарастает благодаря фразе:
                     «…там звонкий, светящийся лёд. »
Не правда ли, что читатель попадает в сказочный мир? И в нём – радость: милый родной человечек:
 Там милого сына цветут васильковые очи.
В одном стихе читатель видит столько украшений! И эпитеты «милый», «васильковый», и двойная метафора «цветут васильковые очи» (мало того, что глазки как васильки, они ЦВЕТУТ!)
Красота русских ночей подчёркнута эпитетом-метафорой «алмазные», что значит дорогие сердцу, необыкновенной красоты и достоинства. И даже обыкновенный месяц «имеет запах» целебной силы благодаря сравнению:
И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд.
   Но почему при описании такой дивной красоты мы не видим ни одного восклицательного знака? «Строгая» и «скупая» память «открыла… страшную дверь», « с поклоном» приглашает войти героиню лирического стихотворения. А что там, за этой дверью? Известие о беде. Укоры, упрёки, ожидание счастья, разочарования…  Нет, не идёт туда героиня Ахматовой, потому что Рождество – праздник торжества света и победы над тьмой! Как всегда, когда трудно и больно, надо идти к людям, к городу:
И город был полон весёлым рождественским звоном.
Эпитет «весёлый» - порог, за которым оптимизм, желание превозмочь боль, любить жизнь даже при тяжких обстоятельствах и верить в хорошее.
Стихотворение представляет собой два четверостишья, словно два цветка на надгробье. В первом четверостишье использована кольцевая рифма, как отражение того, что кольцо, узы брака связывали Анну Ахматову с расстрелянным в 1921 году Николаем Гумилёвым. Во втором четверостишье автор использовал перекрёстную рифму, которая позволяет быть уверенным в том, что все трудности будут преодолены, т.к. крест даётся каждому по силе и крепости.
 Почти всё стихотворение написано 5-стопным амфибрахием, исключение составляет второй стих второй строфы. Скорее всего, это тоже не случайно. Подчёркивается влияние прошлого на настоящее:
(память) «Свои терема мне открыла с поклоном».
 Стихотворный размер и чередование женских и мужских рифм позволяет читателю почувствовать и глубину любви к жизни героини лирического стихотворения, и её силу воли, и единение с миром природы, и гармонию чувств.
В стихотворении первые два предложения – простые, повествовательные. Второе – сложное, союзное, сложносочиненное. Третье – сложное, состоит из 3 частей – мысль сложная, недосказанная, и героиня словно стоит на перепутье в раздумье. Правильное ли решение принято? Последний стих – простое невосклицательное предложение: надо жить настоящим и будущим. Точка.
Необыкновенно красивое, изящное стихотворение, с глубоким философским смыслом: надо жить, надо верить

    в) Проверка самостоятельной работы

VI. Вывод. Подведение итогов урока
Учитель. Для чего нужна человеку поэзия?
Ученик. Поэзия освещает жизнь и "обогревает", облагораживает человека…

VII. Домашнее задание
     Для всех:
Рассказ о тверских страницах жизни А.А.Ахматовой;
выразительное чтение наизусть стихотворений А.А.Ахматовой: "Бессмертник сух и розов...", "Бежецк"
     По выбору:
отзыв о прочитанном;
презентации на тему урока,
иллюстрирование произведений Ахматовой А.А.

VIII. Завершение урока
Оправдался ли прогноз результатов урока?
* Что вы запомнили из биографии поэта?
* Какое стихотворение понравилось больше и почему?
* Подумайте, какое стихотворение А.А.Ахматовой вам захотелось спеть.


Приложение: стихотворения А.А.Ахматовой
 
"Бессмертник сух и розов. Облака..."

Бессмертник сух и розов. Облака
На свежем небе вылеплены грубо.
Единственного в этом парке дуба
Листва ещё бесцветна и тонка.

Лучи зари до полночи горят.
Как хорошо в моём затворе тесном!
О самом нежном, о всегда чудесном
Со мной сегодня птицы говорят.

Я счастлива. Но мне всего милей
Лесная и пологая дорога,
Убогий мост, скривившийся немного,
И то, что ждать осталось мало дней.

1916 Слепнёво


«Бежецк»

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед.
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...
И город был полон веселым рождественским звоном.

26 декабря 1921 года

Просмотров: 3937 | Добавил: kuvykina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz