Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 02:57

Вепрёвская школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Уроки

Главная » 2013 » Март » 19 » Урок №2 по творчеству Ахматовой А.А.
18:45
Урок №2 по творчеству Ахматовой А.А.
Урок № 2      
 
Тема урока: "Тверские страницы жизни Анны Андреевны Ахматовой.               
              Стихотворения раннего периода творчества А.А.Ахматовой,
                                   положенные на музыку"
Цели урока
 1. Углубление знаний  о тверских страницах биографии поэта
 2. Формирование навыка анализа лирического произведения
 3. Демонстрация музыкальности стихотворений А.А.Ахматовой         
    на примерах положенных на музыку текстов
 4. Воспитание патриотизма и эстетического вкуса
 5. Развитие творческих способностей учащихся, критического мышления,
    самостоятельности и ответственности               

Оснащение урока
 1. Тексты стихотворений для урока (в папках для индивидуальной работы учащихся)
 2.  Видео "Бежецк. Фонтан"
 3.  Музыкальный клип песни "Колдунья" в исполнении Нины Шацкой : музыка Элаты Раздолиной (2009), стихи А.А.Ахматовой "Нет, царевич, я не та..."

Технология урока: РКМЧП

Приёмы обучения:

•    Ассоциативная цепочка
•    ИНСЕРТ
•    Кластер "Фишбоун"

Тип урока - комбинированный


Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)

Учитель. Ребята, здравствуйте!
Продолжаем дни поэзии А.А.Ахматовой.
Как называется место в Тверской области, где рождалась изумительная лирика А.А.Ахматовой?

Ученик. Творчество А.А.Ахматовой начинается с раннего периода, значительная часть которого проходила в усадьбе Слепнёво Бежецкого района

II. Погружение в проблему  (2 мин)

Учитель. Посмотрите видео "Бежецк. Фонтан".
                  Какие ассоциации  у вас вызвал фонтан и какое      отношение он имеет к нашей теме?
Предполагаемые ответы.
- Фонтан - символ города Бежецк. Движение воды как поэзия А.Ахматовой: сначала мы слышим её тихо, нечётко, потом нам она всё ближе, громче, отчётливее.
 - Поэтический талант Ахматовой выше, выше, ярче: сначала это ростки таланта, затем "записки" "чудной хранцуженки", потом  - талант творить добро и "пророчить" - известность в стране и в мире. (Анна Ахматова получила звание почетного доктора литературы Оксфордского университета в Англии.)
Учитель. Зачем нам нужно знать об А.А.Ахматовой и её стихотворениях?
Ученик. Необходимо знать о малой родине, чтобы быть культурным человеком, чтобы что-то такое было в памяти, что помогает достойнее жить.
Учитель. Почему вы считаете, что тверские страницы жизни и творчества А.А.Ахматовой вам в этом помогут?
Ученик. То, что мы узнали о поэте на прошлом уроке, нам интересно.
 Учитель. Если вы готовы рассказать об А.А.Ахматовой и выразительно прочитать наизусть стихотворения этого поэта, то давайте сделаем это.

III. Проверка домашнего задания (17 мин)

      1. Биография А.А.Ахматовой. Тверские страницы.- Рассказ одного учащегося (3 мин)
      2. Выразительное чтение наизусть стихотворения (стихотворений) А.А.Ахматовой с мотивировкой выбора. - Художественное чтение учащихся  (10 мин)  
      3. Презентация "Портреты А.А.Ахматовой" (индивидуальный проект) (4 мин)


 IV. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание
               Прогнозирование
(1 мин)

Учитель. Ребята, вы слушаете музыку?
       Ученик. Да, слушаем.
Учитель. Что для вас более значимо: текст или мелодия?
       Ученик. Бывает по-разному.
Учитель. Вы слушаете песни на стихи Ахматовой?
Ученик. Нет.
Учитель. Хотели бы послушать?
Ученик. Да, интересно узнать, кто, когда  и зачем начал петь стихи А.А.Ахматовой.
Учитель. Как бы вы сформулировали цели урока?
Ученики.
- Больше узнать о поэзии А.А.Ахматовой
- Лучше понять творчество поэта
- Увидеть расхождения в текстах стихотворений и текстах песен (если есть) и понять, с какой целью допущено изменение текста
 -  Выразить своё отношение к стихотворению и к музыкальному произведению
Учитель. Да, это всё так. Но при оценке следите за речью и не допускайте некорректных высказываний в адрес авторов. Например, стихотворение (песня) лучше, чем... Лучше сказать:"Мне теплее от стихотворения (песни)..." или "На меня произвело более сильное впечатление..."

V. Реализация целей урока 22 мин

V.1. Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой "Нет, царевич, я не та..." (2 мин)
V.2. Анализ стихотворения. (7 мин)
V.3. Песня "Колдунья" в исполнении Нины Шацкой (3мин)
V.4. Обсуждение прослушанного (3 мин)
Вопросы
1.    Трогает ли вас поэзия А.Ахматовой или вы к ней остаётесь равнодушными?
2.    Что вызывает радость?
3.    Заметили ли вы расхождения в песне и стихах?
4.    Как вам кажется, с какой целью идёт повтор текста стихотворения?
5.    Ахматовой уже нет почти полвека, а её стихи вновь и вновь кладут на музыку. Почему?
6.    Какие художественные образы создала А.А.Ахматова? Современны ли они сегодня? Объясните свою точку зрения
 7. Какие можно составить кластеры, размышляя о поэзии А.А.Ахматовой?
 
(* "Фишбоун" - "скелет рыбы":
голова - песня и авторы,
кости - художественные образы,
хвост - общечеловеческие ценности;


 * "Звезда" - солнце:
центр - песня и её авторы,
лучи - художественные образы или общечеловеческие ценности


Примечание. При выполнении задания нет соревнования, но имеет значение точка зрения каждого школьника. Оценивается умение находить важное, а также то, что его составляет
 

V.5. Вывод. Что даёт переложение стихов на музыку? (1 мин)

Возможный ответ. Эмоциональный подъём, полёт фантазии, позитивную энергию для творчества и активной жизни

V.6. Стихотворение А.А.Ахматовой "Колыбельная", музыка народная  6 мин

Начало работы над песней на уроке, продолжение и завершение - во внеурочной деятельности

Учитель. Что вам известно об истории создания стихотворения А.А.Ахматовой «Колыбельная»?
Ученик. Стихотворение написано в 1915 году, когда сыну Лёвушке было всего два с половиной года. В стихотворении и тревога за маленького сына, и за мужа, что на фронте доблестно сражается за Родину. В стихотворении говорится, что отцу "подарили белый крестик" - Николай Степанович за отвагу награждён Георгиевским крестом в 1915 году. Был ранен, но остался жив - может, благодаря этой "Колыбельной", немного похожей на молитву, которую сложила солдатка Анна Гумилёва - его жена.
Учитель. Почему вам захотелось спеть стихотворения А.А.Ахматовой?
Учащийся. Я люблю петь. Кроме того, стихотворение Ахматовой "Колыбельная" - очень душевное стихотворение, мелодичное, душевное
Учитель. Нравится вам быть первооткрывателями?
Учащиеся. Конечно!
Учитель. Тогда будем стараться, чтобы у нас родилась песня, душевная и мягкая.
(Музыка предложена учителем, в процессе работы меняется. - Пение акапелла)

 Работа над характером лирического стихотворения

1.    Составление ассоциативной цепочки, помогающей создать характер лирической героини
2.    ИНСЕРТ. – Вставка символов для усиления выразительности исполнения


VI. Домашнее задание (1 мин)

       1.Выразительное чтение стихотворений А.А.Ахматовой. Подготовка к уроку-концерту
       2. Осмысление материалов с предыдущих уроков и обработка информации с веб-сайтов. - Оформление альбомов «А.А.Ахматова в портретах художников»
       3.Сбор информации на тему: " Песни на стихотворения А.А.Ахматовой"(кто написал музыку, исполнитель (исполнители), когда переложено на музыку).  - Индивидуальный и (или) групповой проект

VII. Завершение урока (1 мин)

В чём ценность лирики А.А.Ахматовой?
Почему поются её стихи?
Что интересного было для вас на уроке ?
Что бы вы положили сегодня в "Корзину идей"?
"Корзина идей":
подготовить исполнение песни на стихи А.А.Ахматовой "Колыбельная",
подготовить альбом "Фотографии Анны Ахматовой"




 

Просмотров: 847 | Добавил: kuvykina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz