Тема урока: "Тверские страницы жизни Анны Андреевны Ахматовой. Стихотворения раннего периода творчества А.А.Ахматовой, положенные на музыку" Цели урока 1. Углубление знаний о тверских страницах биографии поэта 2. Формирование навыка анализа лирического произведения 3. Демонстрация музыкальности стихотворений А.А.Ахматовой на примерах положенных на музыку текстов 4. Воспитание патриотизма и эстетического вкуса 5. Развитие творческих способностей учащихся, критического мышления, самостоятельности и ответственности
Оснащение урока 1. Тексты стихотворений для урока (в папках для индивидуальной работы учащихся) 2. Видео "Бежецк. Фонтан" 3. Музыкальный клип песни "Колдунья" в исполнении Нины Шацкой : музыка Элаты Раздолиной (2009), стихи А.А.Ахматовой "Нет, царевич, я не та..."
Учитель. Ребята, здравствуйте! Продолжаем дни поэзии А.А.Ахматовой. Как называется место в Тверской области, где рождалась изумительная лирика А.А.Ахматовой?
Ученик. Творчество А.А.Ахматовой начинается с раннего периода, значительная часть которого проходила в усадьбе Слепнёво Бежецкого района
II. Погружение в проблему (2 мин)
Учитель. Посмотрите видео "Бежецк. Фонтан". Какие ассоциации у вас вызвал фонтан и какое отношение он имеет к нашей теме? Предполагаемые ответы. - Фонтан - символ города Бежецк. Движение воды как поэзия А.Ахматовой: сначала мы слышим её тихо, нечётко, потом нам она всё ближе, громче, отчётливее. - Поэтический талант Ахматовой выше, выше, ярче: сначала это ростки таланта, затем "записки" "чудной хранцуженки", потом - талант творить добро и "пророчить" - известность в стране и в мире. (Анна Ахматова получила звание почетного доктора литературы Оксфордского университета в Англии.) Учитель. Зачем нам нужно знать об А.А.Ахматовой и её стихотворениях? Ученик. Необходимо знать о малой родине, чтобы быть культурным человеком, чтобы что-то такое было в памяти, что помогает достойнее жить. Учитель. Почему вы считаете, что тверские страницы жизни и творчества А.А.Ахматовой вам в этом помогут? Ученик. То, что мы узнали о поэте на прошлом уроке, нам интересно. Учитель. Если вы готовы рассказать об А.А.Ахматовой и выразительно прочитать наизусть стихотворения этого поэта, то давайте сделаем это.
III. Проверка домашнего задания (17 мин)
1. Биография А.А.Ахматовой. Тверские страницы.- Рассказ одного учащегося (3 мин)
IV. Осмысление вопросов темы урока, целеполагание Прогнозирование (1 мин)
Учитель. Ребята, вы слушаете музыку? Ученик. Да, слушаем. Учитель. Что для вас более значимо: текст или мелодия? Ученик. Бывает по-разному. Учитель. Вы слушаете песни на стихи Ахматовой? Ученик. Нет. Учитель. Хотели бы послушать? Ученик. Да, интересно узнать, кто, когда и зачем начал петь стихи А.А.Ахматовой. Учитель. Как бы вы сформулировали цели урока? Ученики. - Больше узнать о поэзии А.А.Ахматовой - Лучше понять творчество поэта - Увидеть расхождения в текстах стихотворений и текстах песен (если есть) и понять, с какой целью допущено изменение текста - Выразить своё отношение к стихотворению и к музыкальному произведению Учитель. Да, это всё так. Но при оценке следите за речью и не допускайте некорректных высказываний в адрес авторов. Например, стихотворение (песня) лучше, чем... Лучше сказать:"Мне теплее от стихотворения (песни)..." или "На меня произвело более сильное впечатление..."
V. Реализация целей урока 22 мин
V.1. Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой "Нет, царевич, я не та..." (2 мин) V.2. Анализ стихотворения. (7 мин) V.3. Песня "Колдунья" в исполнении Нины Шацкой (3мин) V.4. Обсуждение прослушанного (3 мин)
Вопросы
1. Трогает ли вас поэзия А.Ахматовой или вы к ней остаётесь равнодушными? 2. Что вызывает радость? 3. Заметили ли вы расхождения в песне и стихах? 4. Как вам кажется, с какой целью идёт повтор текста стихотворения? 5. Ахматовой уже нет почти полвека, а её стихи вновь и вновь кладут на музыку. Почему? 6. Какие художественные образы создала А.А.Ахматова? Современны ли они сегодня? Объясните свою точку зрения 7. Какие можно составить кластеры, размышляя о поэзии А.А.Ахматовой?
(* "Фишбоун" - "скелет рыбы": голова - песня и авторы, кости - художественные образы, хвост - общечеловеческие ценности;
* "Звезда" - солнце: центр - песня и её авторы, лучи - художественные образы или общечеловеческие ценности
Примечание. При выполнении задания нет соревнования, но имеет значение точка зрения каждого школьника. Оценивается умение находить важное, а также то, что его составляет V.5. Вывод. Что даёт переложение стихов на музыку?(1 мин)
Возможный ответ. Эмоциональный подъём, полёт фантазии, позитивную энергию для творчества и активной жизни
V.6. Стихотворение А.А.Ахматовой "Колыбельная", музыка народная 6 мин
Начало работы над песней на уроке, продолжение и завершение - во внеурочной деятельности
Учитель. Что вам известно об истории создания стихотворения А.А.Ахматовой «Колыбельная»? Ученик. Стихотворение написано в 1915 году, когда сыну Лёвушке было всего два с половиной года. В стихотворении и тревога за маленького сына, и за мужа, что на фронте доблестно сражается за Родину. В стихотворении говорится, что отцу "подарили белый крестик" - Николай Степанович за отвагу награждён Георгиевским крестом в 1915 году. Был ранен, но остался жив - может, благодаря этой "Колыбельной", немного похожей на молитву, которую сложила солдатка Анна Гумилёва - его жена. Учитель. Почему вам захотелось спеть стихотворения А.А.Ахматовой? Учащийся. Я люблю петь. Кроме того, стихотворение Ахматовой "Колыбельная" - очень душевное стихотворение, мелодичное, душевное Учитель. Нравится вам быть первооткрывателями? Учащиеся. Конечно! Учитель. Тогда будем стараться, чтобы у нас родилась песня, душевная и мягкая. (Музыка предложена учителем, в процессе работы меняется. - Пение акапелла)
Работа над характером лирического стихотворения
1. Составление ассоциативной цепочки, помогающей создать характер лирической героини 2. ИНСЕРТ. – Вставка символов для усиления выразительности исполнения
VI. Домашнее задание (1 мин)
1.Выразительное чтение стихотворений А.А.Ахматовой. Подготовка к уроку-концерту 2. Осмысление материалов с предыдущих уроков и обработка информации с веб-сайтов. - Оформление альбомов «А.А.Ахматова в портретах художников» 3.Сбор информации на тему: " Песни на стихотворения А.А.Ахматовой"(кто
написал музыку, исполнитель (исполнители), когда переложено на музыку).
- Индивидуальный и (или) групповой проект
VII. Завершение урока (1 мин)
В чём ценность лирики А.А.Ахматовой? Почему поются её стихи? Что интересного было для вас на уроке ? Что бы вы положили сегодня в "Корзину идей"? "Корзина идей": подготовить исполнение песни на стихи А.А.Ахматовой "Колыбельная", подготовить альбом "Фотографии Анны Ахматовой"