Литература, 8 класс
Тема урока: "Краеведение. Вячеслав Яковлевич Шишков "Шутейные рассказы" Цели урока: 1 Запомнить краткие сведения из биографии писателя и его произведения, повторить сведения по теории литературы: роды литературы. жанр рассказа, композиция, сюжет
2 Развитие памяти, внимания, логического мышления. Развитие монологической речи
3 Воспитание вдумчивого активного читателя. Воспитание патриотизма и нравственности школьников
Оснащение урока
* Книги (по 1 на парту): Шишков В.Я.Рассказы. М., "Советская Россия", 1982 * Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон; экран, ноутбук. проектор * Дополнительный материал на электронных носителях: видеофильм В.И.Брагина "Манящий Бежецк", презентация "Исследовательская работа о жизни и творчестве В.Я.Шишкова" * Тест на внимание по материалам презентации * Психолого-педагогический тест-игра по рассказу В.Я.Шишкова "Усекновение" Портрет Вячеслава Яковлевича Шишкова Фото учащихся Вепрёвской школы "В музее В.Я.Шишкова с экскурсоводом М.В.Панфиловой", снимок Шиловой Е.Б. (учитель Вепрёвской ООШ) Календари на 2013 год с изображением портрета В.Я.Шишкова
Ход урока
I. Организационный момент ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (2 минуты) Учитель. Жизнь и творчество какого писателя мы сегодня изучаем? Ученик. Мы изучаем биографию и рассказы Вячеслава Яковлевича Шишкова. Учитель. Какие цели ставите вы, придя сегодня на урок? Учащиеся (прогнозируемые возможные ответы): - Хочу знать о писателе как можно больше, он же почти наш земляк: Бежецкий район - соседний с Сонковским - В 2013 году в библиотеке имени В.Я.Шишкова будет праздноваться 140 лет со дня рождения писателя. Хочу принять участие в конкурсах, поэтому мне нужно иметь представление о творчестве Шишкова - Я читать не очень люблю, но рассказы Шишкова меня заинтересовали: они короткие и весёлые, вроде анекдотов - Когда я был в 5 классе, мы ездили в Бежецк, ходили в музей В.Я.Шишкова. Мне стало интересно, что в 28 лет Вячеслав Яковлевич и не помышлял о том, чтоб стать писателем - он был назначен начальником изыскательской группы, в которой были люди опытнее и старше его. Без их поддержки ему бы не справиться, наверно. Первый свой рассказ Шишков написал именно об этих людях: "Посвящается Синкаче и Гирманче". Сегодня мы,наверно, тоже будем читать рассказы Шишкова и размышлять над ними. Я буду тренировать память, внимание и учиться логически мыслить - Я не очень ясно говорю, но я неплохо управляюсь с техникой, поэтому покажу презентацию о Шишкове и его рассказах Учитель. Спасибо, цели урока помогут нам держаться выбранного курса А сейчас мы совершим виртуальное путешествие в город Бежецк – туда, где родился и вырос В.Я.Шишков II .Виртуальное путешествие на родину Вячеслава Яковлевича Шишкова. – Фрагмент фильма В.И. Брагина «Манящий Бежецк» (2 минуты) ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ Что вы уже знаете о Бежецке и В.Я. Шишкове?
(Переход к проверке домашней работы)
III. Проверка домашнего задания (20 минут) РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЗНАЧИМОМ УРОВНЕ 1. Презентация "Вячеслав Яковлевич Шишков" (по материалам музея в г. Бежецк). (8 минут) 2.Тест на внимание ( 2 мин) Качественная оценка за тест: 5-6 баллов - хорошее внимание, 3-4 балла - не очень хорошее, 1-2 балла - слабое, требует специальных упражнений
1. Когда родился В.Я.Шишков? 3.10.1873 2. Сколько юмористических рассказов он написал? 120/более 120 3. Какими профессиями Шишков овладел в совершенстве? Инженер, писатель 4. В каком городе родился Вячеслав Яковлевич? Бежецк 5. В каком году праздновалось 100-летие писателя? 1973 6. Где в Бежецке стоит памятник В.Я.Шишкову? В Городском саду Рекомендации по развитию внимания (в листах индивидуальной работы с учеником) - готовить заранее
3. Сжатый пересказ рассказа В.Я.Шишкова «На травку» (5 минут)
Тренировка памяти и мышления -один учащийся, остальные тренируют память, мышление и внимание – следят за ответом
4. Выборочное чтение с комментариями о лексическом значении слов и выражений (5 минут)
Какие пословицы и поговорки встречаются в рассказе Шишкова "На травку"?
Предполагаемые примерные ответы: - "Брать нечего: чан на сорок литров да кобель борзой", "Всё по писаному вышло", "От добра добра не ищут" - это пословицы. - Поговорки: "ясен колпак", "надул я тебя", "бить в зубы дозволяет", "пруд пруди" = много; -"согнулся в дугу" = потерял осанку - Словотворчество: "покострячили" = разрушили, "погромишко вышел" = начался погром, "стрючок" = стручок
Вопрос
Для чего автором рассказа используются элементы устного народного творчества? (Прогнозируемый ответ. - Когда речь богата пословицами, поговорками, её интересно читать и слушать. Шишков в рассказе "На травку" намеренно искажает некоторые слова, использует их в том варианте, в каком они часто звучали в народе. Это комично, и читать рассказ легко. Становится весело, и хочется узнать, что же будет дальше
IV. Изучение нового ПРОБЛЕМА И ЕЁ РЕШЕНИЕ (20 минут)
Вячеслав Яковлевич Шишков «Шутейные рассказы»
Запись на доске (учитель) и записи в рабочих тетрадях:
25 декабря Вячеслав Яковлевич Шишков – мастер «шутейных» рассказов 1873-1945
1. Повторение теории литературы 1.1. Какие роды литературы вы знаете? 1.2. Какие малые жанры эпических произведений вы знаете? 1.3. Что такое рассказ? Запишем: 2. Рассказ – жанр повествовательной литературы малой формы
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Можете ли вы сказать, каковы особенности и достоинства «шутейных» рассказов В.Я.Шишкова? Нет? Почему?
( По одному рассказу вывод сделать обо всех нельзя)
Учитель. Чтобы узнать об особенностях и достоинствах рассказов В.Я.Шишкова, надо что сделать? Ответ. Прочитать другие рассказы Запишем: 3. Некоторые художественные особенности и достоинства рассказов В.Я.Шишкова
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
2.Рассказ: В.Я.Шишков «Портрет» (8 минут)
2.1. Чтение рассказа в лицах (инсценировка) 2.2. Беседа на проверку восприятия а) Почему рассказ назван «Портрет»? Художник рисует портрет, зарабатывает пуд или два муки, чтоб в голодный год не умереть, а богач хочет славы – чтоб и его портрет, и всей родни портреты висели в доме, будто он и вся челядь –известные люди) б) Сколько главных героев в рассказе? 2 в) О ком можно так сказать и почему: * Он спокойный, рассудительный, но хитрый и себя в обиду не даст? (Художник, иконописец, Сёмушкин) * Он грубый, необразованный, бесцеремонный, но хороший хозяин - ? (Кулак = зажиточный крестьянин, Митрий Титыч Огурцов) г) Что смешного в рассказе? ( Кулак соглашается позировать в шубе и шапке, лишь бы сэкономить; эпизод, когда богатый от жары бежит в реку, забыв о приличии и своей важности; смешно, что оба хотят друг друга перехитрить) д) Какую мудрость выразил автор? ** Нельзя вредить никому: художник выполнил заказы кулака, а тот в качестве оплаты дал муку грязную, наполовину с песком – это нехорошо. ** Художник бахвалится, что «провёл» кулака, жил на всём готовом два меся:, не только рисовал, а время тянул, и не ожидал расчёта плохой мукой. Нельзя других считать глупее себя – это дурно. е) Что вам показалось интересным в этом рассказе? (Возможные ответы. - В этом рассказе, по-моему, нет деления на «плохих» и «хороших». Есть люди со своими хорошими и плохими качествами. Им предлагает жизнь выбор: быть честным или не быть - Неожиданный конец рассказа: вроде, рассказчик перехитрил (повествование ведётся от первого лица), а в результате и сам не выиграл. - Рассказ о сегодняшнем дне: надо учиться договариваться)
3.Рассказ В.Я.Шишкова «Усекновение» (12 минут)
3.1 Художественное чтение рассказа учителем 3.2. Тест-игра на внимание и память по рассказу В.Я.Шишкова «Усекновение». «Кто первый?» 1. Как звали селкора, «продёргивающего» жадных и бессердечных кулаков? Мишка Шкворень Пашка Дурень Мишка Корень Сашка Коряга 2. Как называется село, куда приехал фокусник? Нетоскуй Негадай Нестрадай Непарься 3. Какой псевдоним взял Мишка Корень? Шило Перо Мыло Серп 4. Сколько медалей было у фокусника? Одна Двадцать три Три Ни одной 5.Кто пригласил фокусника в гости? 1. Селькор Мишка Корень 2. Мельник Федот 3. Лавочник Влас Львов 4. Никто не приглашал 6. Когда можно догадаться, что фокусник никого не собирался убивать? 1. Когда фокусник ласково улыбался Власу Львову 2. Когда спросил у Власа, какого цвета голова... 3. Когда отговаривал публику от "страшного" фокуса
Победил в игре тот, кто дал больше всех быстрых и правильных ответов
3.3. Беседа по содержанию 1).Как бы вы определили тему рассказа? Понятие об узкой и широкой теме Добро и зло; смех и слёзы, фокусы; кулаки и бедняки – классовая борьба
2).Какова идея рассказа «Усекновение»? Медали зря не даются, кто не боится, того не испугаешь; за кем правда, тот не боится; по себе людей не меряй; зло просчиталось 3) Какова композиция рассказа?
Композиция рассказа В.Я.Шишкова «Усекновение»
Зачин: приехал фокусник, который «будет отрубать голову и потом её ставить на место» Этапы развития действия: решение кулаков – напоить фокусника и , пообещав «сумму, склонить к «случайному убийству»; в гостях у лавочника; жуткое «соглашение»… Кульминация (момент наивысшего напряжения): голова Мишки в руках у фокусника Спад в действии: толпа «двинулась на фокусника», фокусник в растерянности, кулаки торжествуют Развязка: Мишка «вывалился из-под стола», усекновение головы - всего лишь фокус, бедняки радуются, что Мишка, который за них всегда заступался, жив, а кулаки расстроены: "Никому верить нельзя". А читатель задумывается над одним из серьёзных жизненных вопросов: кому можно верить?
Беседа по содержанию
1. Какие проблемы поднимает автор? 2. В чём вы увидели особенности рассказов? (Неожиданная сюжетная линия, нет готовых ответов на поставленные вопросы и т.д.) 3.Назовите счастливых героев рассказа "Усекновение". Почему они счастливы? Возможные ответы. Фокусник счастлив, потому что он богатый и честный, любит свою работу и дарит хорошим людям радость, а плохим – возможность стать лучше. Мишка счастлив, потому что любит людей и жизнь. Он и кулаков "продёргивает", чтоб у большего числа людей появилось желание не только жить для себя, но и для других
Итог изучения нового материала (2 мин)
Как вы теперь ответите на главный вопрос нашего урока - вопрос о достоинствах и особенностях "Шутейных рассказов"? 3.1. Краткость, красочность 3.2. Неожиданность сюжетной линии 3.3. Поучительность, мудрость 3.4. Использование пословиц и поговорок
V. Домашнее задание (1 мин)
Письменный ответ на вопрос 3 (см. тетрадь) - тема узкая либо широкая
По желанию: * презентация «Биография Шишкова и его литературное творчество» * выполнить исследовательскую работу на тему: «Пословицы и поговорки в рассказах В.Я.Шишкова "Портрет", "Усекновение" (можно выступить на школьной и межшкольной конференциях "Первые шаги в науку") * чтение «Шутейных рассказов»: «Бабка», «Кот Васька» и др. (можно выступить на уроке внеклассного чтения по вопросу "Моя книжная полка") * посмотреть фильм "Манящий Бежецк" и написать сочинение "Что я узнал о малой Родине В.Я.Шишкова" ( Домашнее задание «по желанию» даётся вне урока и выполняется при поддержке учителя во внеурочной деятельности ученика и учителя)
VI. Итоги урока (1 минута)
1. Какие цели сегодня вами реализованы лучше? (Слово - каждому ученику в течение 20 секунд)
|